Дорога рабства

 Дорога рабства.

Действуюшие лица:

Свободный человек-молодой вооруженный мужчина в вышиванкe, остановившийся попить воды в жаркий день.

Раб-работающий неподалеку мужчина неопределенного возраста, мускулистый но затравленный, принес воду путнику.

--------------------------------------------------------------------------------------

Свободный человек: -Скажи мне раб, неужели тебе самому не противно свое положение?Знаешь ли ты что твой хозяин не только жестоко обращается с тобой и твоей семьей, но и совершает преступления пользуясь оружием которые ты для него делаешь? Насилует, убивает, грабит? А иногда заставляет других рабов быть своими соучастниками, берет с  собой как охрану?

Раб: -Да... Я сам знаю, это ужасно.. Но что я могу сделать?

Свободный человек-Как что? Перестань быть рабом для начала.

Раб:-Но как?

Свободный человек-Просто скажи и хозяину и всем остальным что ты больше не раб. Забирай свои инструменты и уходи из поместья.

Раб(удивленно) :-Но... Хозяин не согласится меня отпустить?

Свободный человек-А кто его спрашивает? Сажи ему что ты свободный человек и уходи.

Раб:-Да... Я никогда об этом не думал... Но постойте, у хозяина есть охрана. Это такие же рабы как я; но он их лучше кормит, и они за это ловят и наказывают беглецов, охраняют поместье.

Свободный человек-А договорится с ними нельзя? В конце концов они тоже наверно хотя на свободу?

Раб:-Нет их все устраивает, хозяин хорошо их кормит, дает жилье и женщин.

Свободный человек-Наверно тогда надо уйти тайно, что бы никто не заметил. Или используй свое оружие. У тебя есть инструменты? Ножи, палки, цепи. Это все можно использовать как оружие.

Раб:-Как... Напасть на охранника? 

Свободный человек:-Да... Что же может тебя остановить? Ночью и неожиданно-шансы будут на твоей стороне.

Раб(проводит ребром ладони по шеe)-А если все же он меня?

Свободный человек:-(задумавшись) Я не знаю как тебе объяснить но... Мы все рано или поздно умрем, но это не значит чего мы всю жизнь должны дрожать от страха. Вот недавно на меня и мою семью напал грабитель, но мы скрутили его и сдали полицейским. Хотя он мог нас убить если бы ему больше повезло. Но ведь это не повод отдавать ему наше имущество, правда?

Раб(растеряно): -Не знаю. Я бы испугался

Свободный человек: -Как хочешь, раб. Это твоя жизнь и твой выбор. Только знай что преступления которые совершает твой хозяин многим надоели; и есть возможность что его жертвы, собравшись, перебьют всю его охрану и взденут его на вот том дереве вместе с соучатсниками... Только вот ты наверно не хочешь, что бы тебя сочли соучастником?

Раб: -Меня? Соучастником? За что? Ведь у меня нет выбора? Я же раб...

Свободный человек (устало): Поэтому я тебе и советую-просто перестань быть рабом. Пойми что выбор есть всегда. Откажись выполнять приказы хозяина. Скажи ему что ты больше не раб. Даже если тебе не повезет и ты не сможешь покинуть это место-разве рабская жизнь это жизнь? Я бы не дал за такое прозябание и гроша.

Раб: -Нет, вы не правы. Я родился в этом поместье, я люблю вот ту рощу возле пруда и кваканье лягушек на рассвете... Конечно хозяин зол и несправедлив, но ходят слухи что он собирается подарить поместье дальнему родственнику, а тот, по слухам, образован, начитан и собирается превратить поместье в прекрасное место. Хорошо нас всех кормить, и не наказывать без вины... Давать такую же одежду и жилье как и у свободных людей в других местах...

Свободный человек: И вы согласны на это? Быть рабами если вас будут  лучше кормить?

Раб смущено молчит

Раб (по прежнему задумчиво) -Кроме того у меня тут семья, они пропадут без меня, да и хозяин может их наказать если узнает что я сбежал или отказался выполнять приказы.

Свободный человек: -Так уходи и забери их с собой.

Раб (испуганно) Нет, нет, это слишком опасно. Ни моя жена ни дети никогда не согласятся рисковать жизнью ради того что бы... Уйти отсюда. Да и куда мы пойдем? Хозин жесток и несправедлив, и совершает как вы сказали преступления в других местах пользуясь плодами наших трудов, это правда. Но ведь здесь у нас есть крыша над головой и миска с едой, а кому мы нужны в других местах, что мы будем там делать?

Свободный человек(пожимая плечами, пытается что то возразить но передумывает):-....Что ж прощай.

Раб(собираясь возвращаться к работе): -До свиданья. Не беспокойтесь, Я не рассажу никому о нашем разговоре.

Свободный человек(обернувшись): -Наоборот, рассказывай кому хочешь, как можно чаще.

Раб: -Но... Это опасно. Недавно здесь проходили другие люди, свободные, и тоже позволили себе такие речи. А хозяин послал охрану избить их. Некоторых, тех кто не убежал связали и убили охранники.(понизив голос) По приказу хозяина конечно, но вину на себя взяли сами охранники. 

Свободный человек(усмехнувшись): Пусть попробует.

Раб (изумленно): -Вы очень смелы конечно. Хотел бы я что бы у меня была бы хотя бы малая доля вашей смелости. Но... Даже если я расскажу другим рабам о нашем разговоре они меня не поймут и донесут хозяину. Хозяин объяснил им, что  люди которые ведут с рабами разговоры об освобождении, хотят хитростью, обманом и коварством забрать нашу землю, пруд, рощу и лягушек. 

Свободный человек(изумленно обводит рукой пейзаж): -Хитростью забрать все это? Странная мысль. А зачем?

Раб пожимает плечами

Свободный человек: -Даже если они и хотели завладеть этим поместьем, вам то какое до этого дело? Это же собственность вашего злого хозяина, не ваша?

Раб: -Хозяин иногда дает нам возможность пользоваться прудом или рощей, или отдохнуть пару часов на природе. Это хорошо.

Свободный человек: -Что ж... Прощай раб, я пойду своей дорогой а ты своей. Не буду тебя больше отвлекать, иначе заметит охрана, и тебя накажут за то что отлыниваешь от работы.


КОНЕЦ

(c) N. Gabrichidze

Comments